Вернуться в "Тексты"                        Вернуться в "Деятельность"

 Back to Activity                                             Back to Texts  

 

 

Смена вех, или Поиск новых смыслов.

Украина и Россия пытаются реанимировать отношения

 

 

Cергей Валерианович Толстов - директор Института политического анализа и международных исследований (г. Киев).

 

2010-03-15

 

http://www.ng.ru/courier/2010-03-15/11_ukraina.html

 

 

Уход в отставку Виктора Ющенко и бурное начало президентства Виктора Януковича, который в течение первой недели после вступления в должность успел побывать в Брюсселе и в Москве, возвращают проблематику украинско-российских отношений в реальную плоскость. Но в силу политической инерции речь идет не столько об устранении конфликтных составляющих или об их формальной перезагрузке, сколько о новых смыслах и новых условиях взаимодействия двух стран.

 

Замороженное состояние двусторонних отношений в конце президентства Ющенко вряд ли давало российской стороне поводы для беспокойства. После событий 2008 года расширение НАТО заблокировано. Администрация США отложила решение о развертывании европейских объектов системы ПРО. Единая внешняя политика ЕС остается слабой, что позволяет Москве вполне успешно строить отношения с отдельными ключевыми странами Европы и проектировать газопроводы в обход Украины.

 

В контексте отношений с Украиной правительство Юлии Тимошенко, которое было участником и главным адвокатом прошлогодних газовых контрактов, российскую сторону также вполне устраивало. И если бы визит Януковича в Москву состоялся до вынесения вотума недоверия кабинету Тимошенко в украинском парламенте, тематика переговоров вообще могла бы быть сведена к декларациям культурно-гуманитарного характера.

 

Новый контекст отношений

 

Из политических заявлений Януковича наиболее важное значение имеет намерение сохранить внеблоковый статус Украины. Этот момент прямо указывает на статус Украины в европейской политике, что делает потенциально возможным «качественный поворот» в отношениях Киева и Москвы.

 

Все остальные сюжеты, включая активизацию экономических отношений, решение хронических спорных проблем и пересмотр условий поставок газа, предполагают наличие в Киеве дееспособного правительства и проведение длительных консультаций. Декларации о том, что со сменой власти в Киеве закончилась черная полоса в отношениях двух стран, требуют подтверждения в виде конкретных действий и политических решений. Ожидания, что политические изменения в Украине приведут к быстрому оздоровлению двусторонних отношений, вряд ли обоснованны. По объективным причинам в вопросах экономики интересы и позиции сторон во многом противоположны. Российская позиция намного сильнее, чем позиция Украины: в результате политики оранжевой власти аргументы официального Киева максимально ослаблены, что так или иначе побуждает Киев идти на уступки.

 

В этих условиях стороны будут по-разному оценивать смысл «активного и взаимовыгодного партнерства». С точки зрения Януковича и политических групп, из которых может быть сформировано новое украинское правительство, явный приоритет заключается в пересмотре газовых контрактов. До своей конечной даты эти соглашения однозначно не дотянут. Уже в течение первого года их действия оплата газа велась Украиной либо за счет кредитов, либо за счет золотовалютных резервов. При этом цены на газ для Прибалтики, Германии или Молдавии сейчас более низкие, чем для Украины, которая к тому же является крупнейшим оптовым покупателем.

 

Примечательно, что во время визита Януковича в Москву не было принято никаких содержательных решений, кроме подготовки заседания Межгосударственной комиссии во главе с президентами двух стран. К этому времени может быть подготовлена новая редакция двустороннего Плана действий, оговаривающего тематику переговоров и включающего перечень соглашений, которые готовятся к подписанию.

 

Несмотря на обоюдную заинтересованность в том, чтобы улучшить климат двусторонних отношений, ясного понимания глубины и устойчивости взаимного сближения нет ни у одной из сторон. Российское руководство исходит из того, что единственным надежным средством военно-политической нейтрализации Украины является преобладающая экономическая зависимость Украины от России. С другой стороны, поскольку цены на газ для Украины неприемлемы и разрушительны, такая зависимость не может служить фундаментом для устойчивых дружественных связей, становится почвой для потенциального обострения противоречий и тлеющего внутриполитического конфликта.

 

Для преодоления экономического кризиса украинская экономика нуждается в модернизации, но без внешних производственных и инфраструктурных инвестиций эта перспектива иллюзорна.

 

Чтобы решить хронические дилеммы и преодолеть системные противоречия, официальному Киеву явно необходима реалистичная концепция внешней политики, предусматривающая внятную модель украинско-российских отношений. В противном случае Украина не сможет ни войти в зону свободной торговли с ЕС, ни удержать свои позиции на рынках России и стран СНГ, идущих по пути создания таможенного союза. В этом смысле намерения Виктора Януковича использовать «эффект синергии» и оживить традиционные связи в промышленности наталкиваются на целый ряд препятствий, таких как неучастие России в ВТО и противоречия между Россией и ЕС. Не менее иллюзорны попытки украинских политиков договориться о корректных формах конкуренции с Россией на рынках третьих стран. Точно так же, с учетом комплекса украинских внешних обязательств, новое украинское руководство не может сформулировать ясный ответ на предложение Владимира Путина относительно участия в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве России, Белоруссии и Казахстана.

 

Желания и возможности

 

Перед Януковичем стоят трудные задачи. Ему необходимо сдвинуть с места множество проблем, доставшихся в наследство от предшественников. Имевшие приоритетное значение во времена Ющенко статусные вопросы (демаркация границ, территориальное разграничение в Азовском море и Керченском проливе, базирование Черноморского флота) отходят на второй план. На первом плане стоит блок экономических проблем. От пересмотра условий газовых контрактов зависит конкурентоспособность и выживание украинской экономики. Оттяжка с решением приближает коллапс бюджета и создает угрозу дефолта. Таких тепличных условий, как у правительства Тимошенко, обеспечивавшего государственные расходы за счет катастрофического увеличения государственного долга, ни у одного украинского правительства не было и, наверное, больше никогда не будет. После получения остатка кредита МВФ внешние источники иссякнут, а кроме быстро уменьшающихся золотовалютных резервов, на иную финансовую страховку страна рассчитывать не может.

 

Крайне важной задачей остается минимизация прямого ущерба, который Украина может понести в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Требуют внимания вопросы промышленной кооперации в технологических областях, без которой украинские самолетостроение и космическая отрасль не имеют будущего.

 

Все эти вопросы могут быть решены лишь при согласии и встречных шагах со стороны российского правительства. Если российская сторона согласится начать заинтересованный диалог, главным вопросом для Киева станет определение цены вопроса – уточнение тех уступок, которые сможет себе позволить новое украинское правительство. Если приемлемого соглашения достигнуто не будет, речь вновь пойдет о кризисных сценариях – возобновлении потенциальной угрозы прекращения транзита газа в ЕС или банкротстве украинского договорного субъекта – «Нафтогаза Украины». Что касается «блокирования транзита», напомним, что здесь речь не идет о злом умысле украинской стороны. Причины – в самой технической специфике транзита и условиях действующих контрактов. Если российская сторона прекращает поставки газа непосредственно для Украины, украинские газовики не могут технологически обеспечить транзит иначе, как отбирая часть предназначенного для европейцев газа для запуска компрессоров и поддержания давления в трубе.

 

Вероятно, российские политики ждали от Януковича более скорого и однозначного осуждения наследия Ющенко, реверансов об уважении общего исторического и культурного наследия народов Украины и России, отмежевания от спекуляций на культурно-гуманитарных проблемах и т.п. Не стоит, однако, забывать об учете внутриполитических факторов. Всевозможные течения национал-популистов и шовинистов ждут лишь повода, чтобы обвинить Виктора Януковича в измене национальным интересам и начать против него кампанию жесткого сопротивления.

 

Вот и получается, что стабилизация власти в Украине будет определяться внутренними и внешнеполитическими успехами Януковича и едва ли не напрямую зависеть от успехов в его диалоге с Москвой, от действий которой как никогда прежде зависят дальнейшие перипетии противоборства между основными группировками в украинской политике.

 

 

 

К началу страницы

Используются технологии uCoz