Из материалов дискуссии
«Что нам делать с национализмом?» (Исчерпано ли значение национально-освободительных лозунгов в современной революционной, антикапиталистической борьбе?)
Панюта Игорь, ведущий дискуссии (общественная организация «Альтерра», Социально-политическая библиотека им. В. Сержа)
Справка: «Альтерра»- Общественная организация, одной из целей которой является «содействие диалогу существующих групп и движений социалистического и лево-демократического направления», социалистическое просвещение, популяризация общественно-политической, философской, художественной литературы, видео и аудиоматериалов соответствующей направленности.)
Тезисы выступления
1) Процесс разложения и гибели капиталистической формации оказался сложнее, чем виделся в 19, и даже в первой половине 20 века (причины этого "усложнения" - тема отдельного разговора). Утверждение Маркса о том, что "...страна , промышленно более развитая, показывает менее развитой стране картину ее собственного будущего", - оказался верной, но слишком общей, "линейной" схемой.
2) Современные теории и концепции, касающиеся взаимоотношений стран "классического", зависимого и "полузависимого" капитализма, наталкивают нас на вывод, что лозунги национально-освободительного и буржуазно-демократического характера не утратят своего значения для части общества, которая будет включена в левооппозиционную (в.т. числе непарламентскую) борьбу.
3) Более того, даже в странах капиталистического центра, нынешний демонтаж базовых буржуазно-демократических ценностей может актуализировать борьбу за них в каком то новом видоизмененном формате или в неожиданном сочетании с экологическими, гендерными и др. лозунгами.
4) От зрелости революционного авангарда ( зрелости на деле, а не на словах) во многом зависит станет ли национально-освободительная риторика ступенькой, с которой начнется восхождение широких масс к революционному интернационализму и зрелой классовой борьбе, или площадкой, с которой эти массы рухнут в пропасть национальной ограниченности, реакции и фашизма.
5) Чтобы без лишней эмоциональности и предвзятости относится к явлениям в революционной среде, которые на первый взгляд не вписываются в собственную картину "правильного" революционного движения, нужно поискать подобные явления в прошлых революционных битвах (контакты революционного движения арабских стран, французских левых, ирландских националистов - с фашистами, индонезийских - с японским милитаризмом). Тогда не будет «демонизации» каких либо политических движений, останется спокойное и трезвое осознание всех обстоятельств формирования разных социально-политических аномалий ("пролетарских фашистов" в Италии 70-годов.)
6) Для того, чтобы оценить допустимость национально-освободительных лозунгов в грядущем взрыве необходимо представить его не на абстрактно-теоретическом, а на наглядно-практическом уровне (слабое подобие этого уже было: массовые акции протеста - "Украина без Кучмы" 2000г.,«Восстань, Украина!» 2002г.)
7) Фаза революционной борьбы и форма ее организации, которая в значительной мере снимает ( но не примиряет) описанные выше коллизии и противоречия и есть революционная демократия. Революционная демократия в прошлом добивалась невероятных успехов в продвижении к социалистическим целям. Но нигде непосредственно их не достигала. Мы должны учесть ее опыт для реальной предметно-практической деятельности по ликвидации существующей системы. Вне этой (очень грубо сформулированной цели) дискуссия просто теряет смысл.
|