Из материалов дискуссии
«Что нам делать с национализмом?» (Исчерпано ли значение национально-освободительных лозунгов в современной революционной, антикапиталистической борьбе?)
Будило Александр ( движение Левых коммунистов, группа «Против течения»)
Тезисы выступления
Прежде, чем решить как относиться к национализму, необходимо понять что такое нация и какое место в историческом развитии занимает данная форма общности людей. Нации существовали не всегда. Нация есть продукт развития буржуазного общества. Для большинства левых сейчас трудно себе представить, что когда-то идея нации имела взрывной, революционный характер, была направлена против каких-либо привилегий, была тождественна требованиям свободы, равенства и братства. Для того, чтобы убедиться в этом, обратимся хотя бы к памфлету одного из идеологов революционной французской буржуазии Э.-Ж. Сийесу «Что такое третье сословие?» 1789 г. Вот что он там писал: «В самом деле, что такое нация? Общество людей, живущих под общим законом и представленных одним законодательным учреждением. Между тем знатное сословие имеет прерогативы, изъятия, даже законы, отдельные от законов всей корпорации граждан. Оно стоит вне общего порядка и общего закона. Его гражданские права делают его отдельным народом среди всей нации. Оно - настоящее государство в государстве. Что касается политических прав, то и ими дворянство пользуется совершенно самостоятельно. У него есть свои представители, не имеющие никаких полномочий от населения. Его депутаты заседают отдельно; и если бы они даже собирались в одной зале с депутатами простых граждан, то и тогда представительство знатного сословия не перестало бы быть отличным от народного представительства; оно чуждо народу и самою сущностью своею, потому что его полномочия не исходят от населения, и своею целью, так как оно призвано защищать не общие интересы, а частные». Другими словами, феодальное, сословное, кастовое общество не может представлять собой единую нацию, поскольку оно состоит как бы из разных пород людей имеющих разный политический статус. В феодальную эпоху ни крестьянину, ни ремесленнику, ни купцу, ни сеньору не могло прийти в голову, что они равны только на том основании, что разговаривают на одном языке исповедуют одну и ту же религию и живут на одной и той же территории. Чтобы люди стали единой нацией, необходимо было добиться их равенства перед законом, а чтобы добиться равенства перед законом, необходимо было разрушить все феодальные, сословные, цеховые перегородки между людьми. Основой формирования нации, превращения народа (народностей, этносов) населяющих данную территорию в одну нацию является формирование единого национального рынка ломающего феодальные перегородки (княжества, герцогства, курфюршества и т.п. образования) разделяющие данный народ или несколько народов; формирование единой налоговой, таможенной системы; формирование единой армии и системы образования. В ходе этого процесса сословное общество превращается в гражданское общество, общество формально свободных частных собственников и товаровладельцев действующих на свой собственный страх и риск, которых связывают уже отношения не личной, а чисто экономической зависимости. Идея того, что «нет сословий, а есть только нация, только граждане одной нации» есть идея восходящей, революционной буржуазии. Идея превосходства одной нации над другими, а тем более одной какой-либо расы над другими расами есть идея реакционной, исчерпавшей свой прогрессивный потенциал империалистической буржуазии. Право наций на самоопределение есть право буржуазное, есть право буржуазии того или иного народа (находящегося в колониальной зависимости, сохранившего те или иные пережитки племенных, патриархальных, феодальных отношений) вести его по пути самостоятельного капиталистического развития. В связи с ликвидацией колониальной системы и обретением формальной независимости бывшими колониями, превращением их в обычные буржуазные национальные государства, которые прошли первый этап индустриализации и урбанизации, сформировали свой пролетариат и свою буржуазию, право наций на самоопределение в целом исчерпало свой прогрессивный потенциал. Сегодня может идти речь только о тех или иных исключениях из общего правила, но не о ситуации в целом в этом вопросе. Что касается преодоления неоколониальной зависимости, то в условиях империализма она может быть преодолена двумя способами: 1) превращением данного национального государства в империалистического хищника мирового или, по крайней мере, регионального масштаба. По этому пути идут Индия, Бразилия, Китай, Иран… На этом пути потерпел поражение Ирак; 2) ликвидацией капиталистического способа производства как такового в процессе мировой коммунистической революции, что предполагает ликвидацию наций, то есть буржуазных государств, разделения общества на капиталистический центр и капиталистическую периферию, объединение всех народов в единую, равноправную федерацию планетарного масштаба без границ, таможен, постоянных армий, ВПК, с едиными политическими и социальными правами трудящихся. Что касается дальнейшего самоопределения Украины, то одна часть буржуазии, как известно, связывает его со вхождением в европейский империалистический блок на правах младшего и зависимого партнера его ведущих государств. Другая - со вхождением в создаваемый Россией империалистический блок, также на правах ее младшего и зависимого партнера. Есть и третий путь, прямо скажем, маловероятный, который предлагает ВО «Свобода» (которую сам Ющенко назвал крайне правой партией с элементами нацизма): не вступать ни в ЕС, ни в союз с Россией, а стать региональным империалистическим лидером ГУАМА. Выводы. В целом мировая буржуазия уже самоопределилась, одержав победу над докапиталистическими укладами, создав национальные государства и объединения национальных государств, сформировав не только национальные рынки, но и мировой рынок, а посредством мирового рынка – мировую историю. Задача коммунистов заключается в том, чтобы содействовать самоопределению пролетариата, которое выражено предельно кратко и предельно точно в лозунге «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Национальное государство из условия прогрессивного развития общества превратилось в тормоз, препятствие на пути развития производительных сил человечества, а национализм в реакционную идеологию привилегированных классов, заинтересованных в том, чтобы стравливать друг с другом пролетариев разных национальностей, отравлять их сознание ядом великодержавного шовинизма, ксенофобии, расизма, фашизма. Мы же видим выход из тупиков и противоречий, в которые загнала человечество буржуазия, на путях последовательного пролетарского интернационализма и коммунизма. Примирение здесь невозможно. Это взаимоисключающие позиции. Следовательно, ответ на поставленный в начале вопрос «Что нам делать с нациями и национализмом?» может быть для марксистов только один – уничтожить, прежде чем националисты, великодержавные шовинисты, сионисты, антисемиты, патриоты, сталинисты, ксенофобы, империалисты всех мастей успеют втянуть человечество в новую мировую войну под предлогом защиты своих весьма дорогих отечеств друг от друга.
|