Transform! Европейская сеть для альтернативного мышления и политического диалога 04.2009 стр. 68-77
Институт социального анализа Фонда Розы Люксембург
Срочно требуется общество солидарности
Эффи Бёхлке (Effi Böhlke), Лутц Брангш (Lutz Brangsch), Микаел Бри (Michael Brie), Марио Кандейас (Mario Candeias), Эрхард Кроме (Erhard Crome), Джудит Дуллхайм (Judith Dellheim), Конни Хильдебрандт (Conny Hildebrandt), Кристина Кайндл (Cristina Kaindl), Дитер Кляйн (Dieter Klein), Гюнтер Краузе (Günter Krause), Райнер Риллинг (Rainer Rilling)
Бравый новый мир неолиберализма лежит в руинах. Его богатство оказалось построенным на лжи, мошенничестве и воровстве.
Левые – в новой ситуации. Без изменения самих себя и развития способности действовать адекватно времени, они надолго упустят любые возможности стать силой социальной, экологической, демократической и миротворческой трансформации в направлении посткапиталистического общества.
Документ, представленный здесь в сокращенной форме, имеет целью внести вклад в дискуссию о стратегии Левых, которые самообновляются во время кризиса неолиберализма.
Неолиберализм в кризисе
Подразумевается, что находящееся под сильным давлением, лишенное безопасности, ограбленное общество заплатит за более чем тридцатилетнюю оргию перераспределения снизу вверх, от общественного к частному. Миллионы теряют не только работу, но также свои дома и пенсии.
Финансовый кризис пересекся с циклическим экономическим кризисом и истощением предыдущих источников роста сконцентрированного на себе общества и информационно-технологической революции. В то же время, расходы, связанные с глобальным потеплением, приобрели взрывной характер и отобрали у сотен миллионов людей средства для жизни. Экономические кризисы, переплетясь друг с другом, угрожают перерасти в сильнейшие репрессии для принуждения людей и создания условий конкуренции между ними, что станет средством усовершенствованной системы нео-колониальной эксплуатации.
Неолиберальные ответы на кризис перенакопления
Кризис неолиберального финансово-рыночного капитализма разразился в его центре и имеет центральную системную причину: он был запущен ранее нераспознанной автономизацией финансовой сферы относительно других сфер экономики и включением всех общественных сфер в спекулятивный финансовый бизнес вне каких-либо возможностей общественной или государственной организации.
По существу, исходя из существующего соотношения сил, разные пути преодоления нынешнего экономического кризиса можно предложить, и с точки зрения исторической перспективы они могут рассматриваться как возможные. Каждый из этих путей - политический по своей природе, и спонтанно из экономики они не возникают. Все они предполагают активное вмешательство государства. Было бы катастрофой, если экономический кризис будет сопряжен с коллапсом такой роли государства.
Можно попробовать направить избыточный капитал в новые сферы инвестирования. Ныне возможна - что ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов - также политика инфляции, связанная с исключительной социальной и международной напряженностью. Оба варианта – делающие доступными новые источники накопления или инфляционного обвала стоимости капитала – могут также идти вместе рука об руку. Если нынешняя тенденция перенакопления капитала не будет остановлена, масса взрывчатого материала для еще большего финансового, экономического и социального кризиса возрастет
Социальный кризис финансово-рыночного капитализма и необходимость системных альтернатив
Станет или нет преходящий кризис системным кризисом – остается открытым вопросом. Тем не менее, как структурный кризис капитализма он во многих отношениях является социальным кризисом капитализма.
Во-первых, с кризисом модели радикального рыночного управления, очевидным выражением которого является этот финансовый кризис, идеология неолиберализма была потрясена.
Во-вторых, неолиберализм выдвинул вперед структуры, которые нежизнеспособны. Производство важной продукции для жизни с человеческим достоинством было едва ли не полностью неудовлетворительным. Нынешний кризис толкает значительную часть мирового сообщества в состояние растущей опасности и ведет к росту революционности среди тех, кто пострадал больше всех и оказался на международной периферии или на периферии в своей стране. Движения протеста и сопротивления формируются на всех уровнях, они все еще фрагментированы, многие без ясной направленности, но они растут.
В-третьих, за последние двадцать лет формы демократического управления были введены во многих странах. В то же время, социальные, экономические и культурные основы демократии подорваны.
В-четвертых, неолиберальный капитализм утратил свою легитимность в сфере внутренней и внешней безопасности. Война в Ираке, имперские претензии устанавливать во всех регионах мира порядок согласно парадигме Запада с помощью военной силы, когда другие методы были невозможны, провалились. Расходы на вооружения и войну – этого недостаточно для развития Юга и финансирования общественных нужд в богатых странах.
Новая ориентация социальных сил
Очень разные силы работают над проектами, направлениями и сценариями восстановления и/или развития буржуазного капиталистического доминирования. Как и во времена кризиса фордизма, начиная с 1968 года и далее, разные кризисные явления проявились одновременно и сопровождаются интенсификацией использования старых регуляторных механизмов, в то время как нечто новое входит в жизнь. Следующие тенденции внутри неолиберализма, которые в то же время указывают на нечто за его пределами, развиваются сейчас параллельно.
Новый государственный интервенционализм
Правители реагируют на кризис быстрым и неожиданным изменением своего отношения к государству - ранее десятилетиями открыто презираемому, но в реальности периодически активному даже при неолиберальном капитализме, - переходом к массивному государственному вмешательству.
Спасательные действия государства также включают элементы – хотя и очень ограниченные – обеспечивающей консенсус поддержки социальных групп с низкими доходами, ограничения доходов управляющих, и даже предусматривают участие государства в промышленных предприятиях. Пакеты спасения банков сопровождались государственными антицикликличными конъюнктурными программами. В рамках ЕС поддерживается Лиссабонская стратегия, со всеми ее проблемами.
Регулирование финансовых рынков и борьба вокруг нового Бреттон Вуда
Сейчас будущее мировой финансовой системы становится центральным дискуссионным вопросом: силы реставрации, которые хотят использовать государство и его финансы для восстановления старого порядка, и ”кризисные игроки”, которые стараются выйти из кризиса в выигрыше, настроены против инициатив реформистов, которые очевидным образом хотят идти далее предыдущего порядка вещей. Реального разрыва с неолиберализмом, однако, пока еще не видно.
Новый общественный договор
Обновлением и восстановлением общественной сферы, прежде всего через новые инвестиции в программы общественной инфраструктуры, системы образования и здравоохранения, и создание новых рабочих мест в этих сферах, определенные группы вокруг президента Обамы пытаются как скрыть крушение экономики США, так и бороться с кризисом с помощью создания рабочих мест и выдвижения нового предложения социальным группам внизу достичь согласия.
Новый договор с ”зелеными”
Новый договор с ”зелеными” содержит инициированный и мощно финансируемый государством переход (трансформацию) к ”экологической” модели производства, открывающей новые сферы накопления капитала, который ищет инвестиционные возможности (дальнейшее расширение использования природных ресурсов с точки зрения их биологического разнообразия или использования технологии генной инженерии; использование технологий для повышения экологической эффективности производства или сбережения энергии). При этом, новые возможности для инвестиций и спекуляций открывают новые рынки как для торговли лицензиями или квотами на вредные выборы, так и для экологического потребления. Защита природы и окружающей среды становится товаром, что ограничивает возможности выхода из экологического кризиса. Новый договор с ”зелеными”, таким образом, не является разрешением экологического кризиса; это, скорее, попытка его совершенствования в смысле восстановления расширенного капиталистического накопления и гегемонии капитала через подключение к нему прогрессивных оппозиционных групп и через подчинение их интересов интересам капитала.
Задачи Тысячелетия и борьба за более справедливый мировой порядок
Тенденции к возникновению глобального кооперативного капитализма усилились под давлением альтернативы - глобальная катастрофа или глобальная кооперация. Мощным сигналом для сотрудничества ради уменьшения бедности в диких регионах земного шара послужило решение юбилейного саммита ООН по восьми Задачам Тысячелетия в сентябре 2000 года. Соответствующие шаги были согласованы на предыдущей и последующей конференциях. Тем не менее, реальность, существующая в развивающихся странах, убеждает в слабости сотрудничества против бедности.
Тенденции в международной кооперации влияют на глобальную политику в сфере защиты окружающей среды. На последней минуте переговоров на конференции в Бали в декабре 2007 года Соединенные Штаты, все еще руководимые президентом Бушем, были вынуждены проголосовать за компромиссное предложение, которое открыло путь для постоянного контроля в рамках Киотского протокола. Экологический компонент в кризисной программе Обамы закрепляет это положение.
Появление целого ряда вариантов и конкуренция между пост-либеральными путями развития.
Вашингтонский консенсус был делегитимизирован еще до кризиса; после кризиса он уйдет в небытие совершенно. Как США и Европа не способны самостоятельно определять правила игры, так не видно и международного консенсуса.
В Южной Америке сильное социальное движение сокрушило правительства, к власти пришли левоцентристские правительства, в политике и экономике закреплен основанный на солидарности подход народного участия, а местные движения заставили принять иной путь в том, что касается представительства, общественной жизни и собственности.
Также и в Индии сформировались сильные движения крестьян, безземельных, ”неприкасаемых” и сетевые структуры, критически относящиеся к глобализации.
Наиболее откровенно в поиске придания капитализму динамики и развития под контролем государства с селективным открытием для себя сфер иных социально-экономических отношений находятся – по инициативе сверху, в том то и дело - китайский государственный капитализм или инвестиционная политика стран Персидского залива. Таким образом они определяют более независимо будущее своих стран.
В Скандинавии, несмотря на неолиберальную гегемонию, разные элементы капитализма иного типа также нашли поддержку.
На международном уровне внутри ВТО была сформирована группа G20+ как свободный союз стран ”глобального Юга”, чтобы усилить свои позиции, противопоставив Европе, США и Японии что-нибудь в качестве переговорной силы. Будет ли этот процесс вести к формированию нового капиталистического блока с его собственными амбициями политической гегемонии или имперскими амбициями, пока не ясно.
В качестве противовеса транснациональным институтам вроде МВФ, Мирового Банка или ВТО выдвигаются региональные проекты вроде МЕРКОСУР или АЛБА в Латинской Америке, постепенно углубляется кооперация между странами АСЕАН, а также между Китаем, Японией и Южной Кореей; были образованы банки регионального развития, подобные ”Банко дель Сур”.
Тем не менее, не должно быть оставлено без внимания: люди в Африке все более нищают и, несмотря на это, им предъявляют требования свободного рынка. Цели Тысячелетия в отношении развития не были достигнуты.
Новый авторитаризм
В течение многих лет можно было наблюдать движение определенных социальных групп вправо.
Прекариатизация[1] форм труда и жизни и утончение слоя так называемого ”среднего класса” связаны с возвращением жестких границ сегрегации в зависимости от представлений об уровне респектабельности, авторитарного образования и занимаемой должности. С этим связано также усиление политики контроля за миграцией и исключения из общества. С формированием правительств откровенно правыми силами начались попытки сфальсифицировать существование между верхними и нижними слоями общества социального консенсуса под прикрытием националистических лозунгов.
Во внешнеполитической сфере, имперская политика, война против террора подаются как война между культурами и связаны с усилением политики безопасности и контроля над обществом. Политика ЕС по отношению к миграции и предоставлению политического убежища имеет перед собой, главным образом, экономические цели и рассматривает людей как ”риск для безопасности”. Против носителей оппозиционных идей применяются в интенсивной форме репрессивные меры; это происходит и в социальной сфере: увеличение численности и усиление полиции и ”наказание бедных” призваны гарантировать их ассимиляцию и предотвратить бунты в этой среде.
Для самого проекта гегемонии капитала авторитаризм безусловно недостаточен, поскольку его привлекательность и экономический потенциал остаются ограниченными. Как био-диктаторские[2] меры вообразимы только в качестве тенденции внутри других проектов гегемонии или на ограниченном пространстве, так и авторитаризм и даже элементы фашизоидной политики могут быть эффективными только в качестве дополнения к другим проектам, поддерживая их.
Что надо сделать? Левая политика во времена кризиса
Глубина нынешнего кризиса приведет к тому, что рассчитанное на длительную перспективу решение нужно будет осуществить за короткий срок. Все еще не разрушенное господство неолиберальных сил финансово-рыночного капитализма блокирует основные альтернативы. Существующее положение открытости общества к переменам может продлиться, возможно, десятилетие. Поскольку многие фундаментальные проблемы не будут решаться по существу, угроза еще худшего финансового, экономического, экологического и социального кризиса растет.
Между правителями раскол. Связанные с этим конфликты интересов и споры, неизбежный поиск компромиссов и оценка последствий каждого нового маленького шага дают шанс для актуализации и придания действенности некоторым позициям.
Большинство германского общества, тем не менее, не дает ни Левой партии, ни профсоюзам и многим социальным движениям возможности строить будущее. В Европе не левые определяют повестку дня. На глобальном уровне тоже. Позиции, выработанные, прежде всего, в контексте процесса Мирового социального форума, действительно, достаточно сильны, чтобы поставить под вопрос легитимность неолиберализма и поиска решений сверху, но все еще слишком слабы, чтобы вмешаться в разработку курса непосредственно.
Главными задачами обновленных Левых будет следующее:
- - соединить сопротивление перекладыванию последствий кризиса на плечи наемных работников, социально незащищенных и на ”глобальный Юг” с развитием ориентированных на перспективу ценностей всемирной солидарности, организовать социальную борьбу и сетевое организационное строительство,
- - создать пространство для сотрудничества и самоорганизации действующих сил, которые готовы развивать и воплощать в жизнь альтернативные проекты,
- - со всей решительностью противостоять реакционным решениям, связанным с продолжающейся экспроприацией, де-демократизацией и новыми войнами;
- - предотвратить консервацию и продление неолиберализма иными методами,
- - поддерживать прогрессивные формы вмешательства государства, обновления общественной сферы, социо-экологической трансформации и солидарного глобального развития,
- - и на этой основе развивать подходы к трансформации общества за пределы капитализма, а также предлагать и реализовывать шаги в направлении социо-экокологической трансформации и вводить элементы общества, основанного на принципах солидарности.
Это требует изменения внутри самих левых движений, трансформации отношений между ними и образа жизни, который они представляют.
Стратегический треугольник левой политики
Левые могут влиять одновременно на трех уровнях: протестами, критикой и образованием, борьбой вокруг оценки природы кризиса и выработки форм развития, основанных на солидарности, а также путем участия в процессах принятия решений и организации их практической реализации. Это должно проявляться в стратегическом треугольнике левой политики социального обучения, политики широких коалиций и трансформации общественной собственности и отношений с властью.
Система образования и эффективное развитие общих альтернативных позиций в общественной сфере
Направленная на эмансипацию образовательная работа в профсоюзах, общественных движениях, в гражданских инициативах, фирмах, школах, университетах, партиях и религиозных общинах, а также в СМИ и парламентах является условием преодоления культурной гегемонии неолиберализма и его руководящих принципов рыночной экономики, авторитарного государства и идеи человека как хозяина собственной рабочей силы и условий жизни.
На этом фоне, просвещение означает создание основы для общих солидарных действий и поощрения самоорганизации всех действующих сил, заинтересованных в альтернативных подходах, начиная с локального до глобального уровня.
Левые должны передавать на рассмотрение в парламенты, а также во внепарламентском контексте предложения, которые поднимают такие злободневные вопросы как реконструкция системы общественного страхования, налоговая реформа, вмешательство государства в право частной собственности, регулирование капитала, экологическая трансформация, антикризисные программы, политика безопасности и т.д. В условиях экономического кризиса эта борьба должна быть увязана с новым интернационализмом.
Массовая пропаганда конкретных примеров, которые показывают, что все может быть иначе, распространение таких форм обмена опытом, при которых опыт одного может стать достоянием всех, в этой ситуации являются важными формами обучения и образования. Сюда можно отнести «общественную бухгалтерию снизу» или общественный контроль за бюджетной политикой, то есть формы, которые нацелены на просвещение через транспарентность[3].
Борьба с причинами и глобальным последствиям экономического кризиса должна перерасти в культуру сопротивления перед лицом угроз и отсутствия безопасности. Именно в кризисные периоды левые движения нуждаются в том, чтобы осознать себя как сетевую структуру, в которой безопасность может быть обретена через солидарность.
Включение конкретных альтернативных проектов в повестку дня
Левые движения должны особенно работать там, где они сильны – и это, прежде всего, на местном и муниципальном уровне и на рабочих местах. Политические акции должны быть направлены прежде всего на реализацию демократических форм социального регулирования и против перекладывания последствий кризиса на общество.
Борьба с бедностью: ЕС планирует объявить 2010 год годом борьбы с бедностью. Подготовка к нему и реализация не должны зависеть от «кризисов».
Перераспределение сверху вниз и от частного к общественному: накопление богатства в руках все более узкой группы людей и социальных групп навязывает обществу чудовищный кошмар. В этом контексте самое главное – вырвать сферу социального страхования из рук финансовых рынков и воссоздать ее на основах демократии и солидарности.
Обобществление финансового сектора: вся система финансов должна быть поставлена под общественный контроль. Она должна быть направлена на нужды муниципального и регионального развития, на поддержку проектов наднациональной интеграции и сотрудничества в интересах солидарности.
Во-первых, надо обеспечить, чтобы были поддержаны и демократизированы кооперативные и муниципальные сберегательные банки. Во-вторых, должна быть создана принципиально новая организация бизнес-модели общественных банков. Центральный Европейский центральный банк (ECB) должен быть привлечен к диалогу о Европейской экономической стратегии наряду с Европейским Советом и Европейским Парламентом. Должна быть создана еще одна опора: совет или коллегия деятелей гражданского общества.
Экономическая демократия: всем предприятиям и рабочим местам должно быть в обязательном порядке предписано принять кодетерминацию.[4] Экономика не должна более оставаться зоной, свободной от демократии. Речь идет о развитии альтернативных экономических моделей как в контексте участия владельцев предприятия и работников в управлении, так и в более широком смысле. Ключевым вопросом текущего кризиса является будущее автомобильной и военной промышленности, а также будущее тех сегментов, которые сейчас развиваются в рамках экологической модернизации. Общественная поддержка должна осуществляться в форме прямого участия в управлении предприятием представителей работников и быть связанной с расширением прав кодетерминации, включая распространение новых видов кодетерминации на регионы, а также экологические и потребительские организации при их обязательстве ориентироваться на общественно–экологические преобразования. Это является одновременно и формированием широкой поддержки малых и средних предприятий.
Демократизирующая демократия: демократическая кооперация и радикализация демократии - важные формы изучения политики, отношений с властью, пространства для маневра и пределов общества. Они узаконивают альтернативные подходы и сопротивление, они могут быть использованы для того, чтобы дать место всем, действующим солидарно. Это требует демократизации бюджетной политики посредством общественного анализа бюджета и общих бюджетов, а также требует поддержки инициатив по возвращению отчужденного в муниципальную собственность, чтобы лишить законности вовлечение муниципальных финансов и общественной собственности в спекулятивный бизнес, а также сомнительные идеи бюджетной консолидации.
Политика новой полной занятости и достойной работы: настало время поменять идею поддержки обществом секторов занятости с нынешнего направления, ориентированного на попечительство, на новую, активную и демократическую экономическую политику поддержки социальных структур. Поддержку обществом сектора занятости нужно понимать как процесс создания новых пространств для предоставления культурных и социальных услуг, как самоорганизацию и инициативу снизу, как интеграцию солидарности и, таким образом, как базис для новых путей к экономике на основе солидарности, а также как развитие экономически и социально устойчивого бизнеса.
Образовательная система солидарности и обновление общественных сфер демократии и культуры: социальное преобразование возможно только тогда, если доступ к образованию, демократическому сотрудничеству, искусству и культуре решительно трансформирован, а социальная селекция, присутствующая в системе образования, преодолена. Здесь нам требуются фундаментальная реорганизация учебной системы, начиная с расширения интегрированной поддержки детей младшего возраста, введения общественных школ, так называемых “школ для всех”, и мест совместного пребывания в значимые периоды жизни детства и юности; взаимосвязи обучения, игры, взаимопомощи, демократический кодетерминации, саморазвития, а также практических социальных проектов.
Обновление и демократизация городского хозяйства как центральная ось экономико-политических инициатив с акцентом на поставку энергии, охрану здоровья, транспорт. Исходя из этого, требуется соответствующая квалифицированная работа представителей местной общественности в контролирующих органах в смысле обеспечения реального участия общественности в работе сферы общественных услуг взамен старого экономического патронажа и социальной поддержки на основе патернализма. Городское хозяйство должно быть отправной точкой социально и экологически ориентированной регионализации экономических циклов.
К доступной системе городского транспорта: существенным шагом социального и экологического преобразования должен быть переход к системе общественного транспорта, который сделал бы его доступным для пользователей и гарантировал бы высокий уровень индивидуального передвижения также и для социально незащищенных групп.
Политика мира и приверженность глобальному солидарному развитию: нам необходимо получить возможность строить будущее большей части мира в качестве предварительного условия для устойчивого развития во всем мире: следует наложить мораторий на исполнение стратегии политики безопасности и обороны, а также на ведущие принципы ЕС и его стран-участников. Широко организованные дебаты на всех политических уровнях должны обеспечить понимание того, что означает “безопасность в глобальном мире”.
К обществу, которое построено на принципе солидарности
Время нехватки альтернатив закончилось. Если правители вынуждены обращаться к системным причинам, значит открываются возможности вмешательства Левых и нижних слоев населения. Но как могут эти возможности быть раскрыты и использованы?
Настало время включить в повестку дня такую трансформацию, которая указывает на перспективу за пределами капитализма, на такую цель как общество, построенное на принципе солидарности.
Обобществлению потерь можно и необходимо противопоставить требование общественного контроля над собственностью. Помощь экономике старой эпохи должна быть заменена переходом к источникам солнечной энергии. Левые должны ответить на заявленный возврат к неудавшейся “социальной” рыночной экономике требованием двигаться вперед к обществу, основанному на принципах солидарности, с социально и экологически регулированной смешанной экономикой, с сильным общественным экономическим сектором в качестве шага в направлении к социально-экологическим преобразованиям. Продолжению политики мировой торговли и развития в интересах Севера может быть противопоставлена концепция общей солидарной работы.
Если обычное мнение сводится к тому, что проблема состоит лишь в лучшей информированности эгоистичного частного лица, так называемого Хомо Экономикус, и что он просто более осознанно должен брать на себя ответственность, то Левые должны отстаивать другое видение человека – что люди должны сами определять, что им делать, брать это дело в свои руки в сотрудничестве с другими людьми и бороться за благополучие жизни во всех ее проявлениях.
Концепция общества солидарности – это концепция перенацеливания производительных сил на преодоление разрушительных тенденций последних десятилетий и осознания массами того факта, что у них есть собственные силы для совместного решения проблем мира. Это затрагивает все уровни – местный, региональный и глобальный. Другой мир, мир солидарности, не только необходим; более чем когда-либо он также и возможен.
(Неофициальный перевод А.Левченко, 07.04.2009) [1] Прекариат - слой трудящихся, нанимаемых на временную работу и лишенных всяких прав и социальной защиты (прим. переводчика). [2] Био-диктаторские меры – имеется в виду полицейский контроль за личностью с помощью биотехнологий (прим. переводчика) [3] Транспарентность – ”прозрачность”, здесь в смысле необходимости добиться прозрачности финансовой политики власти (прим. переводчика). [4] Кодетерминация - форма участия работников в управлении компанией (промышленная демократия), предполагает, что на предприятиях с численностью персонала более 2000 человек в совете директоров число представителей работников и акционеров должно быть одинаковым.
|